Воля изменить Украину

13.07.2013 14:13

украинаЦифры, ценности и диагноз

22 года независимости. Страна с 45 млн. жителей (30-е место в мире), уровень образования которых достигает более 99%, с 25% мировых запасов черноземов, являющаяся самой большой по территории на европейском континенте, занимает 53-е место в мире по уровню ВВП, 106-е — по уровню ВВП на душу населения, 78-е — в Индексе человеческого развития, 128-е — по продолжительности жизни…

Продолжать можно до бесконечности, но все цифры подтверждают: показатели Украины в исследованиях ООН, Мирового банка, других международных организаций за последние 10 лет постоянно ухудшались. Это вполне объективная оценка, свидетельствующая об институциональной и функциональной неспособности государства Украина обеспечить развитие на фоне быстроразвивающегося мира.

Вопреки очевидным преимуществам, таким как ресурсы, территория и рынок, Украина остается далекой от субъектности даже на региональном уровне; политические элиты — неспособными сформулировать и договориться о стратегических приоритетах, предложить план реформ и воплотить его в жизнь; украинское общество — не преодолевшим советское «наследие», со значительным тяготением к патернализму и постколониальным комплексам.

По определению профессора Ярослава Грицака, главная проблема для развития Украины — ценности большинства ее граждан: самосохранение вместо самореализации. Это ценности, характерные для так называемых «закрытых» обществ, не способных к быстрым и успешным трансформациям.

Иначе говоря, для того, чтобы изменить страну, необходимо изменить самих себя:

рис1

Как показывает опыт многих стран, ценности можно менять. Они трансформируются, если элиты начинают действовать иначе и практически демонстрировать успешность иных ценностных подходов. Изменение ценностей в обществе происходит на фоне глобальных трансформаций и вызовов и всегда начинается с трансформации ценностей экономической и политической элиты, их ВОЛИ к изменениям существующей действительности.

Наши базовые идеалы:

— человек и его самореализация;

— развитие не как рост, а как приобретение новых смыслов и перспектив;

— справедливость как соответствие действия и наказания, сосуществование неравенства начальных условий одновременно с равенством возможностей для реализации.

Такими мы видим базовые ценности и идеалы для возрождения страны. Именно на основании таких ценностей и идеалов мы предлагаем наши взгляды на обустройство эффективного государства, которые определяем как идеологию Воли.

Это — видение. Это первый этап для разработки программ реформирования конкретных сфер с четко определенными задачами и критериями оценки. Мы предлагаем свое видение эффективного формата страны — ответственные граждане, способные взаимодействовать на основании поиска взаимовыгодных решений, и государство, пользующееся доверием людей и способствующее реализации их потенциала.

Предлагаем поэтапное описание необходимых трансформаций для достижения этого формата страны.

Этап 1. Реанимация

Это именно тот этап, который должен восстановить эффективность работы государственных структур и одновременно сделать невозможным использование их для узурпации власти и удушения бизнеса,заложить основы для будущих реформ и создать системы, способные обеспечить их проведение.

Если пациент смертельно болен, лечение предполагает радикальные меры. Ключевые преобразования этого этапа:

Реанимация правоохранительных органов и судов

Мы не видим эффективной альтернативы поэтапному, начиная с руководства, увольнению милиционеров, прокуроров, служащих СБУ и судей и конкурсному отбору новых судей, прокуроров и руководителей милиции.

Одновременно должны быть созданы профессиональные Академии судей, прокуроров и милиционеров, которые начнут готовить новые кадры для будущего.

Прокуратура входит в систему министерства юстиции, прокуроры не должны зависеть от вышестоящих чинов.

Милицию следует разделить на:

— службу общественной безопасности, финансирование и утверждение структуры которой должно быть передано органам местного самоуправления. Дальше, на следующем этапе Прорыва, представители службы — участковые — должны избираться на прямых выборах членами громады;

— государственную полицию, состоящую из следователей, задача которых — расследовать тяжкие преступления;

— спецподразделение быстрого реагирования;

— службу по борьбе с наркотиками;

— службу по борьбе с организованной преступностью;

— службу противодействия коррупции среди госчиновников, в том числе с правом провоцировать взятки.

Разделение МВД на отдельные структуры позволит «убить» круговую поруку. Руководители всех структур должны назначаться и увольняться парламентом по представлению президента. В подчинении министра внутренних дел должна остаться внутренняя безопасность, Академия милиции, а также формирование общей политики и стандартов.

За Службой безопасности стоит оставить контрразведовательную функцию.

Реанимация госслужбы

В отдельных министерствах, агентствах и управлениях еще чудом остались профессионалы. Они пытаются оставаться нормальными чиновниками ненормального государства. Мы — за полную переаттестацию государственного аппарата с выявлением и сохранением на службе таких профи. Не прошедшие переаттестацию должны быть уволены.

Там, где можно, необходимо внедрить компьютерные программы. Все делопроизводство должно стать электронным и открытым в Интернете. Там, где можно обойтись без регулирования — от него надо отказаться. Каждый должен получить возможность подать любое заявление, видеть все этапы рассмотрения и получать ответ через Интернет. Необходимо внедрить полную отчетность и прозрачность бюрократического аппарата.

Представители центральной власти и члены их семей не имеют права заниматься бизнес-деятельностью или быть владельцами бизнеса.

Расходы на центральный бюрократический аппарат не должны превышать 1% от ВВП.

Обеспечение прав собственности и развитие экономики 

Развитие экономики невозможно без гарантированного права собственности. Главный инструмент обеспечения этого права — независимый справедливый суд. Необходимо также создать открытый общенациональный Реестр собственности. Параллельно следует перезапустить работу Антимонопольного комитета: монополии должны ограничиваться, поскольку являются серьезной преградой для свободной конкуренции. Для уже существующих монополий должен быть определен срок на приведение активов в соответствие с антимонопольными стандартами.

Это меры, стимулирующие расширение класса собственников, являющегося, по определению одного из ведущих современных экономистов Эрнандо де Сото, главным двигателем реформ. Запрос на правовое государство появляется именно у собственников, четко понимающих, что они теряют в случае отсутствия работающих законов и судов и эффективного государства.

Провести базовые либеральные экономические реформы, способствующие развитию малого и среднего бизнеса путем внедрения прозрачной и легко администрируемой системы налогообложения и открытия доступа к капиталу.

Особенность этапа «Реанимация» в том, что его необходимо реализовать сразу после выборов, на волне общественной поддержки с максимально возможным объяснением людям необходимости каждого шага. Только при условии «перезапуска» базовых государственных структур и гарантии базовых прав можно реализовать этап еще более глубинных реформ.

Этап 2. Прорыв

Это, собственно, этап самых существенных трансформаций, когда необходимо заложить основы для максимально эффективного устройства государства. Он займет гораздо больше времени, нежели первый этап, но именно он должен установить форму, правила и базовые институты эффективного государства.

Государственное устройство

Мы предлагаем три уровня власти:

1 — самоуправляемые громады;

2 — уровень городов и областей;

3 — центральная власть с законодательно определенными полномочиями.

Сфера полномочий и ответственности центральной власти — геополитика, безопасность, наука, гарантии прав и свобод, общенациональные правила и стандарты. Все остальное должно решаться громадами.

Президент избирается на общих прямых выборах. Он возглавляет исполнительную власть, назначает министров и представителей в городах и областях. Сфера полномочий президента — гарантирование прав и свобод, безопасность и геополитика.

Парламент избирается на общих прямых выборах. Полномочия парламента — согласование и утверждение законов и стандартов, назначение руководителей правоохранительных органов центрального уровня, кандидатуры которых предлагает президент.

Громады самоуправляются, то есть помимо местных советов они выбирают судей, прокуроров и участковых локального уровня. Члены громады участвуют в процессе принятия решений через инструмент общественных советов при советах громад и референдум прямого действия. Члены громады могут отозвать любого избранного представителя власти через электронную систему «Я — избиратель» в случае голосования 75% жителей громады.

Административно-территориальное устройство

Украина является унитарным государством, где законы и стандарты устанавливаются единственным органом власти — парламентом. При этом базовой основой государства являются громады, в которых изначально остается большинство налогов и сборов. Все населенные пункты разделены на громады. Численность громады должна определяться возможностью эффективного самоуправления. Из собранных налогов в центр переадресовываются деньги на оборону, правоохранительные органы, науку и инфраструктуру, эти отчисления не могут быть переназначены на другие статьи.

Это не просто форма организации страны, это форма, изначально закладывающая новую суть для взаимоотношений в обществе. Она дает людям инструменты прямой демократии, значительно ослабляя возможность центральной власти и, наоборот, усиливает власть местную.

Мы понимаем риски от подобного подхода, но уверены: люди начнут реально контролировать и рационально относиться к своим властным представителям только тогда, когда окажутся перед вызовами коррупции или низкой квалификации местных руководителей, но при этом будут иметь действенные инструменты, чтобы изменить ситуацию. По большому счету, этот подход называется так: «хочешь лучше жить — прояви волю, забери себе власть, управляй сам».

Реформа образования

Образование определяет структуру общества через 15 лет, иначе говоря, результаты реформ в образовании можно увидеть только в перспективе. Но без старта реформы сегодня практически нет шансов на серьезные преобразования в будущем, особенно, если главная ставка — на человеческий капитал. Именно человек продуцирует инновации, создает новые технологии и творит новую социальную реальность.

Государство обязано обеспечить внедрение новых подходов к образовательному процессу. В сегодняшнем мире процесс образования не может означать лишь передачу знаний от учителя к ученику. В информационную эпоху целью образовательного процесса должны быть управление знаниями и компетенциями, приобретение навыков критического осмысления, понимание принципов построения парадигм.

Такие подходы предполагают существенное изменение программы и внедрение новых форм в образовательный процесс, таких как самостоятельное и коллективное проектирование, публичные дебаты и дискуссии. В таком образовательном процессе ученик имеет возможность развить не только способность запоминания информации и решение базовых логических задач, но и проявить свои лидерские и творческие способности, умение оперировать аргументами и отстаивать свою позицию, создавать работающие проекты. Необходимо ввести в учебную программу такие дисциплины как политическое образование, обеспечив учеников базовыми знаниями о принципах построения государства, его функциях, политической системе. Ответственный гражданин начинается из знания и понимания принципов гражданской ответственности.

Итак, сначала нужно определиться с содержанием образования и лишь потом — с формой в виде количества лет для младшей и средней школы, технического оснащения и т.д.

Среди важных элементов реформы — принцип «деньги за успешным учителем и учеником», предполагающий зависимость объемов финансирования школы от результатов учеников, что привнесет необходимую конкурентность в образовательную среду.

Необходимо также стимулировать школьную самоорганизацию — как на уровне учеников, поощряя их более активное участие в организации жизни школы, так и на уровне родительских комитетов. Важно дать инструменты для ответственности за образование не только государству, но и самим ученикам, и их родителям.

Это, вероятно, самая длительная реформа, но государство, стремящееся к преобразованиям, должно начать ее как можно раньше.

Оборона 

Она должна стать одним из приоритетов государства. Украина трижды теряла государственность в результате внешнего вторжения и не имеет права относиться к своей обороне так, как она относится сейчас. Плюс, как показывает опыт многих государств, оборона способна стать мощным импульсом и для развития науки, и инноваций. Еще один важный аспект — армия — незаменимый способ формирования государственной элиты. Мы предлагаем создать:

— высокотехнологичные вооруженные силы со ставкой на ракетные и космические технологии;

— силы специальных операций, достаточные для того, чтобы Украина могла выступать сильным миротворцем;

— Национальную гвардию как систему патриотического воспитания и барьер от узурпации власти.

Научный прорыв

Наука, и особенно фундаментальная наука, — является базисом для любых глобальных инноваций. Финансирование науки должно быть определено одним из четырех приоритетных инвестиционных планов государства. Академическую и университетскую науку необходимо объединить путем создания на базе университетов мощных исследовательских центров и стимулирования специальных научных центров.

Государство стимулирует инновации и изобретения путем предоставления госгрантов или корпоративных заказов, оно гарантирует патентирование изобретений и собирает специальный сбор с патентов, за счет которого формируется государственный Фонд поддержки инноваций.

Медицина и экология

Одна из базовых реформ — экологическое сознание, новое отношение к здоровью и медицине.

Государство обязано стимулировать здоровый образ жизни, гарантировать чистый воздух и воду. Медицина должна быть страховой, страховая компания — общественной, стандарты медицинских услуг и стоимость полиса должны определяться государством и иметь градацию для поощрения здорового образа жизни.

Мы предлагаем подход позитивной экологии — государство стимулирует отказ от технологий, загрязняющих окружающую среду.

Важно радикально изменить стандарты градостроения в сторону приоритета зеленых зон, доминирования общественного транспорта, сохранения и расширения публичного культурного пространства.

Работу по внедрению новой энергетики и преодолению энергозависимости следует начать с аудита отечественных энергоресурсов.

Разработка альтернативных источников энергии является не только способом сохранения окружающей среды, но и путем перестройки геополитических отношений в мире, предоставляет Украине шанс реальной — не только энергетической, но и политической — независимости и лидерской позиции. «Зеленая энергетика» — это избавление от диктата других стран, одна из грандиозных возможностей для прорыва и новое качество страны в будущем.

Этап 3. Лидерство

Мы достаточно амбициозно назвали третий этап. Но мы уверены; в силу наличия больших ресурсов и возможностей Украина вполне способна стать субъектом, и в случае успешного проведения реформ — даже лидером, убеждая успешностью общества.

Когда мы слышим, что «корень проблем» страны — в ее сложной геополитической позиции — на разломе западной и евразийской цивилизации, то предлагаем видеть в этом и «окно больших возможностей», поскольку эта позиция дает нам возможность стать реальным проводником и переговорщиком между востоком и западом, задавая необходимые для этого особенности характера и мировосприятия.

Ведь сегодня большинство стран понимают все несовершенство современного мироустройства и нежизнеспособность многих базовых схем, в том числе ценностные ориентиры на уровне государств и мировой экономики.

Вряд ли идея вхождения в двадцатку мировых лидеров по уровню ВВП способна стать общенациональной «мечтой» или даже переубедить страну в необходимости жестких мер, особенно, если учитывать, что рост ВВП совсем не означает улучшения качества жизни для большинства граждан.

Главным мерилом успешности реформ необходимо признать уровень человеческого развития. Именно этот определяемый ООН Индекс говорит не об уровне развития экономики, а о более комплексном подходе — развитии и реализации человека, так как учитывает уровень дохода, продолжительность жизни и уровень образования.

Мы должны сделать ставку на несколько направлений, способных дать импульс развитию лидерского уровня:

— создание инновационных энергоэффективных технологий;

— органическое сельское хозяйство;

— космос.

Важно видеть глобальные задачи и планировать их в серьезных временных горизонтах. Собственно, такое видение и должно стать отправной точкой стратегического управления. Оно должно быть достаточно амбициозным и стимулировать людей, желающих подобного результата для себя, своих детей и страны. Только тогда, когда цели и задачи будут понятны людям, они станут частью глобальной трансформации страны, без этого — ни одна реформа не имеет смысла. Смысл — изменить отношение людей к стране, правилам, пониманию прав и ответственности, к природе, друг к другу, к самим себе.

С одной стороны, мы, как государство, стоим перед огромными вызовами — сложного исторического наследия, базирующейся на нем ментальности, «особенностей» действующей власти и глобальных опасностей стремительно меняющегося мира. С другой стороны, именно такой вариант надвигающейся катастрофы дает нам шанс.

Глобальные вызовы ставят вопрос об ответах глобального характера. Только перед лицом катастрофы у нас есть шанс отбросить популизм и начать высматривать не красивых популистов, а людей, имеющих ответы и способных их сделать реальностью. Только имея множество ситуаций «отступать нельзя, за нами — Врадиевка» или же еще более пессимистический вариант — «перед нами — Врадиевки», можно получить общественное согласие на кардинальную реформу правоохранительных структур, обязанных удерживать рамки закона, и на другие — сначала непопулярные и болезненные, но необходимые меры. Только прожив несколько «волн» неспособных на действия в интересах страны политических элит, можно стимулировать приход в политику людей с иными подходами и ценностями.

Мы, в свою очередь, просим присоединяться к дискуссии о программе преобразований страны, как и сами декларируем собственную полную готовность присоединиться к работе в рамках подобных инициатив — Группы «1 грудня», Третьей республики, и т.д.

Мы убеждены, что проводить реформы на основании согласованных ценностей и подходов должны люди, являющиеся компетентными и доказавшие конкретными делами преданность этим ценностям. Видение реформ, спрос на реформы, воля к реализации носителей реформ — три необходимых условия для успешного преобразования страны.

источник

Поделиться в соц. сетях
0
Теги: